Каковы же, в общем плане, важнейшие художественные достоинства концерта Ракова? В сфере образного строя — это большая душевная отзывчивость, искренняя взволнованность музыки, богатство лирических оттенков, диапазон которых простирается от мягкой нежности и трогательной чистоты до суровых и мужественных настроений. В области музыкального языка — это умение, не переступая за рамки, привычного, благодаря безупречности вкуса, не только избежать малейшего проявления банальности, но и достичь стилистической свежести, разнообразия гармонических красок, интонационной изысканности, красоты и благородства мелодического рисунка. В плане трактовки инструмента — это широкое использование различных технических приемов, сочетание виртуозного блеска с певучим, кантиленным звучанием. Наконец, с точки зрения драматургии и формы— безукоризненная стройность конструкций, разнообразие средств интонационного развития, мастерство тематической разработки, достижение контрастности материала при его большом внутреннем единстве, иными словами — подлинная симфоническая логика.
Исходным зерном важнейших тематических образований всех трех частей концерта служит начальный мотив вступления. Он имеет мужественно-фанфарный, решительный характер. Этот мотив постоянно модифицируется, развивается в разных планах, дает жизнь контрастным темам-образам: лирическим, скерцозным, драматическим. Из него вырастает не только тематический материал, но и элементы оркестровой фактуры, он проникает в виртуозные фигурационные орнаменты солирующего инструмента, благодаря чему скрипичные пассажи интонационно обо-гащаются. Принцип монотематизма имеет в концерте не только конструктивное, но и образное назначение, поскольку при всей контрастности материала в основе произведения лежит развитие одного образа, поворачивающегося разными своими гранями. Концерт представляет собой в этом смысле тип лирического монолога-исповеди. С этим связана и камерность сочинения и его романтическая окраска.
Тема главной партии выливается непосредственно из мотива вступления, но в эмоциональном плане представляет собой существенный контраст. Она переключает музыкальное развитие в излюбленную для композитора. область лирической задушевности, нежной, трепетной мечтательности. Интересен интонационный состав темы, который придает ей эмоциональную двуплановость. Плавная кантиленность и даже некоторая утонченность, создаваемая хроматически ниспадающим интонационным оборотом, сочетается с решительными квартово-квинтовыми ходами (из вступления), которые, не лишая мелодического движения гибкой пластичности и лирической одухотворенности, придают ему одновременно характер устремленно-волевой и мужественный. Контраст лирики и скерцозности, заложенный в экспозиции первой части, существует и между частями цикла. Так, вторая часть — средоточие поэтической вдохновенной лирики, а в финале господствуют настроения скерцозного веселья и праздничности. Причем, в Andante лирический образ развивается в направлении его драматизации.
Творческое наследие Ракова включает в себя большое количество произведений в разных жанрах для разных инструментов. Он прославился как автор ряда сочинений для детей и юношества, но также и крупных концертных произведений. Основное место в творчестве Ракова занимает инструментальная музыка (симфоническая и камерная), в которой композитор широко использует русский народно-песенный мелос, а также фольклор народов Советского Союза. Для симфонических произведений Ракова характерны красочность, изысканность оркестрового письма; среди произведений крупной формы выделяется Первый концерт для скрипки с оркестром (1944).
|